БЕРРИ, ЧАК (Berry, Chuck) (р. 1926), американский
композитор, гитарист и певец
, один из родоначальников рок-н-ролла. Чарлз Эдвард Андерсон Берри родился в «черном» квартале города Сент-Луис (шт. Миссури) 18 октября 1926. Отсидев подростком полтора года за попытку ограбления, устроился на автомобилестроительный завод, а затем окончил школу парикмахеров. В свободное от стрижки и бритья время выступал как гитарист и певец в клубах Сент-Луиса. Бросив парикмахерское дело, в 1955 отправился попытать счастья в столицу ритм-энд-блюза Чикаго. Знакомство с крупнейшим чикагским блюзменом Мадди Уотерсом открыло ему двери студий звукозаписи. На фирме «Чесс» записал первую «сорокапятку» с песнями собственного сочинения –
Мейбеллин (
Maybellene) и
Ни свет ни заря (
Wee Wee Hours), которые стали его визитной карточкой благодаря радио-музыкальному шоу Алана Фрида, самому популярному в США обозрению современной молодежной музыки (или «рок-н-роллу», как ее стали называть, опять-таки благодаря Алану Фриду). За дебютной
Мейбеллин последовала композиция
Бетховена по боку (
Roll Over Beethoven). Сочинения Берри отличали не только запоминающиеся мелодии, но и остроумные стихи, часто пародировавшие рекламные и газетные штампы. В 1956 он начал выступать с концертами и в качестве «живого» исполнителя завоевал еще больший успех – в основном благодаря виртуозной игре на гитаре и раскрепощенной манере держаться на сцене. Его фирменным номером стала знаменитая «утиная прогулка»: уморительный проход по эстраде на полусогнутых с гитарой наперевес. Впоследствии в контрактах на гастрольные выступления Берри требовал особую надбавку за «утиную прогулку».
До конца 1950-х годов выпустил основные хиты, ставшие рок-музыкальной классикой: Рок-н-ролл (Rock'n'Roll Music), Милая шестнадцатилетка (Sweet Little Sixteen), Джонни-будь-умницей (Johnny B.Goode), Мемфис (Memphis) и др. Однако стремительный взлет бывшего парикмахера к славе завершился полным крахом, когда в 1962 Берри опять оказался за решеткой. Выйдя на свободу через два года, он обнаружил, что о нем практически забыли – в моде были уже совсем другие ритмы и мелодии. Лишь в 1967 зрители вновь увидели «утиную прогулку» – на одном из первых гала-концертов «возрождения рок-н-ролла», организованных в Сан-Франциско. В 1972 состоялось триумфальное выступление в Лас-Вегасе, после чего последовали гастроли в Англии, упрочившие славу ветерана. В последующие два десятилетия Берри продолжал с успехом выступать на сцене, хотя новые записи уже не могли составить конкуренцию старым хитам.
В 1990-х годах дважды гастролировал в России.
(22.02 Кб)